История

«Вот освою, как следует ещё и контрабас, буду в музыкальное училище поступать, хочу преподавателем стать…»

«Хочу в субботу на лекцию сходить: «Происхождение жизни на земле»… А в прошлый раз нам лектор о строении вселенной рассказывал…»

«Нам вчера на репетиции объясняли: «В понятие театр входят три основных части…»

«А у нас в литгруппе Володя так свои новые стихи читал! Я слушала, прямо до дрожи пробирает!..»

Это не выдуманные фразы. Это цитаты из статей газеты «Ростсельмашевец», написанных несколько десятков лет назад. И писали их не «залётные» журналисты. А реальные очевидцы — люди, которые стояли у истоков нашего Дворца культуры.

Вырезки из газет, старые фотографии, пожелтевшие от времени афиши… В них наша память, наша история, наши традиции. И нам остаётся только бережно сохранять их, преумножать и передавать следующим поколениям.

История Дворца культуры началась задолго до того, как неподалёку от завода «Ростсельмаш», появилось величественное многоэтажное здание, украшенное колоннами и красивым фронтоном.

История Дворца культуры началась практически одновременно со строительством и введением в строй завода-гиганта — «Ростсельмаш».

Давайте вместе совершим экскурс в историю и узнаем, когда и как всё начиналось.

 

1929

В помещении столовой для строителей «Сельмашстроя» приютился клуб. Небольшая комната, простые скамьи и подмостки для сцены. По вечерам в клубе полно молодёжи. Играет гармоника, выступают танцоры, иногда демонстрируется кинокартина.

И советская комедия, и американский боевик сопровождаются возгласами: «Рамку!». Киноустановка была примитивная и механик часто «сползал с рамки».

Здесь организовался первый драматический кружок под руководством нахичеванского артиста Урядова. Здесь писались афиши, оформлялись декорации, шились костюмы.

А в архиве народного музея боевой и трудовой славы «Ростсельмаш» сохранилось уникальное фото этого времени «Участники агитбригады Сельмашстроя». Первые Синеблузники.

1930

Клуб переходит в деревянный, временный барак.

Обстановка ещё хуже: наспех сколоченная сцена, вместо скамей — длинные доски, набитые на толстые древесные тумбы. Вопрос стоит ребром: Сельмашу нужен просторный клуб. Строительство уже ведётся, но никак не удаётся ввести здание в эксплуатацию.

Главсельмаш принимает решение за отсутствием денежных средств законсервировать строительство театральной части Дворца культуры, примыкающей к нему с западной стороны.

Было сказано: Пока обойдётесь кинозалом на 550 мест. Будем богаче, дадим вам деньги и материалы на театральную часть. К сожалению, завершить строительство театральной части, так и не удалось. Но накануне празднования 14-ой годовщины Великой октябрьской социалистической революции Дворец Культуры вступил встрой.

1931

Вечером 6 ноября 1931 года в зрительном зале на 550 мест состоялось торжественное собрание заводского коллектива.

Из воспоминаний А. Тюлькова — директора первого здания ДК: «Оборудование Дворца оказалось делом трудным — тогда в этом деле опыта было мало. Дворцы Культуры по стране только строились. Пришлось ехать за советом в Днепропетровск, где был в то время лучший в стране дворец металлургического завода имени Петровского. Какие эпизоды вспоминаются: театральные кресла в зрительном зале скрипели. Такую продукцию получили из Харькова. Что только не делалось, чтобы прекратить этот скрип, изматывающий нервы посетителям. И райком партии, и завком профсоюза, и директор завода занимались этим вопросом. Но до войны исправить ситуацию так и не получилось. Зато в здании был хорошо оборудованный радиоузел. С этим, вообще, смешно получилось, хотя тогда было не до смеха. Вот как всё произошло: приходит нам извещение со станции Нахичевань-Донская — прибыло, мол, оборудование для радиоузла. Обрадовались. Отправили машину, привезли, начали монтировать. Тут прибегают работники станции, кричат: «Это не ваш груз! Мы вам его по ошибке выдали. Решали вопрос, и взамен отдали то, что пришло позже…»

В первом здании ДК был заложен штат более 100 человек. А где брать сотрудников? Обратились к рабочим завода. Многие жёны рабочих и служащих завода пришли на работу в ДК.

С первого дня работы было положено начало хорошим традициям. Сотни энтузиастов приходили на занятия после трудового дня. Осенними и зимними вечерами зал был полон.

Плодотворная работа велась в течение почти 10 лет.

1941

Здание было занято под госпиталь. Многие ростсельмашевцы прошли здесь военную учёбу, и ушли на фронт.

Каждый вечер и каждое утро радиостудия Дворца Культуры несла в эфир последние новости, песни и музыку по всему району. Именно из этой рубки в первые часы оккупации, когда в районе уже были мотоциклетные части фашистов, шёл единственный, в обречённом на оккупацию Ростове, прямой эфир на немецком и русском языках с призывами не сдавать врагу город, бороться с фашистами до последней капли крови. Радистка-немка, работница «Ростсельмаша», была застрелена на своём рабочем месте у микрофона, ворвавшимися фашистами.

Это было первое здание Дворца Культуры «Ростсельмаш». Оно было взорвано фашистами во время оккупации. На его месте ныне расположена вторая областная больница. От некогда красиво возвышающегося здания осталось лишь название улицы, отходившей когда-то от него — улица Клубная.

1961

В послевоенные годы было принято решение о восстановлении такого объекта, как Дворец Культуры. Но его строительство началось в другом месте, там, где мы можем увидеть его и сейчас. Для этого была осуществлена довоенная идея — объединить Дворец культуры, парк и стадион в один культурный комплекс.

И вот к 1961 году на площади Комбайностроителей выросло прекрасное многоэтажное здание Дворца культуры. Именно здесь сосредоточилась вся культурная, творческая деятельность многотысячного заводского коллектива.

 

Строительство нынешнего здания Дворца культуры растянулось на период более 10 лет. И так же, как и в первом случае, официальное открытие состоялось после того, как было оборудовано только одно левое крыло Дворца общей площадью 1700 м2. Здесь и состоялось первое значимое мероприятие — общезаводская технико-экономическая конференция.

На первом и втором этаже разместились 15 комнат для кружков и методический кабинет.

На гладкий, блестящий пол легли первые ковры и дорожки, на дверях таблички: «Шахматы и шашки», «Любительская киностудия», «Фотокружок». 15 табличек — 15 комнат. Так же на первом этаже — уютный зал малых форм — голубые шторы, приятно поблёскивающие бронзой изящные бра. Полукруглая ниша, в которой стоит пианино. Здесь проходили первые лекции, литературные вечера, танцы.

На третьем и четвёртом этажах — зал до 400 человек для демонстрации фильмов и показа первых спектаклей и представлений, просторная сцена с механическим занавесом и хорошо оборудованными закулисными помещениями.

Практически с первых же дней выяснилось, что желающих записаться в кружки втрое больше, чем может вместить пространстве, только за первую неделю поступило 200 заявлений, а ещё через небольшой промежуток времени в коллективах самодеятельности было уже 1500 человек!

Одновременно с занятиями продолжались работы по благоустройству и отделки остальных внутренних помещений Дворца культуры. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Надо 80 штукатуров, а на объекте их всего 30! Тогда и было принято решение о создании добровольных рейдовых бригад. Каждый день рядом со специалистами трудились и добровольцы в составе 30-50 человек, среди них, в том числе и участники самодеятельности. Работы хватало всем. На верхних этажах уже натирали полы, вскрывали лаком трибуны, расставляли мягкую мебель, а на нижних производились окончательные доработки, тележками вывозился строительный мусор.

Практически одновременно со строительством Дворца Культуры «Ростсельмаш» проектировалось и оформление территории вокруг здания. И выглядела она не так, как выглядит сегодня.

Изначально вокруг ДК были расположены скверы-партеры. А заложены они были ещё до открытия — весной 57-го года. И форма их полностью повторяла всю конфигурацию периметра здания Дворца культуры.

Это было одно из любимых мест отдыха жителей нашего района. Красивые, тенистые аллеи с множеством лавочек. Было где и погулять, и просто посидеть, поговорить.

Всё изменилось в 1978 году, во время реконструкции здания, сквер существовать перестал. Зато год спустя, в 1979 году площадь перед Дворцом украсил фонтан.

Дворец культуры «Ростсельмаш» действительно уникален. Таких зданий у нас в России всего два. Ближайшим родственником нашего Дворца культуры совершенно справедливо считают Дворец культуры Ярославского моторного завода. Автором проекта является известный советский архитектор Алексей Тимофеевич Мулик.

Изначально принципиальное отличие предполагало только одно: «южный» вариант предстояло переработать в «северный». Боковые ротонды, своего рода «полубеседки», превращались из открытых в закрытые, а для наружной облицовки планировалось использовать материалы более тёплых по цвету тонов.

И, конечно же, все эти годы наш Дворец культуры притягивал к себе внимание ростовчан не только своей архитектурой, но и своими мероприятиями. В его студиях и коллективах были представлены различные направления культуры и искусства:

  • Вокал — опера, хоровое пение, эстрада, фольклор;
  • Хореография — народный, классический и бальный танцы;
  • Театральное искусство — театры драмы, юного зрителя, балет, опера, эстрадный театр, агитбригады и др.;
  • Музыка — вокально-инструментальные, вокально-хореографические ансамбли, ансамбль русских народных инструментов, духовой, эстрадный и симфонический оркестры, студии обучения игре на различных музыкальных инструментах;
  • Изостудия — скульптура, графика, живопись, сценический костюм, прикладные направления и др.;
  • Разговорный жанр — ведущие, конферансье, чтецы;
  • Цирковое искусство;
  • Прикладные и технические кружки;
  • Клубы по интересам — шахматный, литературный, клуб интернациональной дружбы, музыкальный салон, театральная гостиная, клуб ветеранов, научный клуб разведчиков будущего и др.

А теперь давайте добавим к этому списку собственный кинозал и лекторий, музей и библиотеку!

Огромную помощь в воплощении идей творческих коллективов оказывали костюмерный и постановочный цеха, мастерству которых мог позавидовать любой профессиональный театр.

Особенно гордился Дворец культуры своими театральными коллективами и оригинальной, неповторимой школой подготовки танцоров и певцов. Признанием их высокого уровня были выступления на сцене Кремлёвского Дворца съездов, лучших сценах страны и зарубежья.

Наглядным доказательством творческих успехов и высокого мастерства участников художественной самодеятельности служит тот факт, что в 60-х годах в Ростовской области только шести коллективам было присвоено звание народного театра, и два из них являлись достоянием Дворца культуры.

И есть в истории Дворца культуры «Ростсельмаш» ещё один интересный факт, о котором сегодня мало, кто знает. Первые годы на крыше Дворца стоял маяк. Его было видно издали. И люди, выходя с работы знали, если над Дворцом светит маяк, значит, там сегодня обязательно будет, что-то интересное: фильм, лекция, встреча, спектакль или концерт.

В старых архивах, в статьях и заметках полувековой давности на глаза попадаются одни и те же имена и фамилии: Виталий Терёшкин, Ким Фролов, Валентина и Геннадий Поздняковы, Леонид Давыдов, Константин Козырев, Левон Мерзоев, Ирина Тиме, Владимир Канцын. Они ставили, играли, танцевали, обучали, оформляли и большинство из них, прежде чем стать сотрудниками Дворца, являлись в те далёкие годы работниками завода «Ростсельмаш». Как говорится, и в поле жнец, и на дуде игрец, мастера на все руки. Получается, что они и были той самой сердцевиной, душой, и именно с них начинался Дворец культуры, как центр творчества рабочих и служащих завода «Ростсельмаш».

Пережив период реформ, Дворец ни на день не прекращал свою подвижническую деятельность по «несению культуры в народ».

Из года в год он продолжал готовить творческие кадры, которые и сегодня радуют зрителей своим мастерством, которые хранят наши традиции, передают вместе с частичкой своей души опыт и умения новому подрастающему поколению и продолжают «зажигать» маяк над Дворцом культуры «Ростсельмаш», поддерживая в нём неугасимый огонь радости творчества!